Вход на сайт

Кто на сайте

Сейчас один гость и ни одного зарегистрированного пользователя на сайте

Реклама

Здесь может быть ваша реклама

Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики в непрофильных классах.

 

Использование инновационных технологий для повышения мотивации обучения физики в непрофильных классах.

Модернизация образования предполагает ориентацию образования не только на усвоение учащимися определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей. Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности учащихся. Выпускник школы должен уметь применять полученные в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях. Но с другой стороны интерес учащихся к учебной деятельности уменьшается.

В связи с этим возникает серьезная потребность, внедрения в привычную для нас практику новых форм и методов реализации образовательных программ, инновационных технологий.(Слайд 2)

Увеличение умственной нагрузки на уроках физики заставляет задуматься над тем, как поддержать интерес у учащихся к изучаемому материалу, их активность на протяжении всего урока. В связи с этим ведутся поиски новых эффективных методов и методических приемов, которые активизировали бы мысль школьников, стимулировали бы их к самостоятельному приобретению знаний.

Возникновение интереса к физике у значительного числа учащихся зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена учебная работа. Надо позаботиться о том, чтобы на уроках каждый ученик работал активно, и использовал это как отправную точку для возникновения и развития любознательности, глубокого познавательного интереса. Это особенно важно в подростковом возрасте, когда еще формируются, а иногда и только определяются современные интересы и склонности к тому или иному предмету. Именно в этот период нужно стремиться раскрыть притягательные стороны физики.

Если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности учащихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. А роль мотивации в успешном обучении трудно переоценить. Проведенные исследования мотивации школьников выявили интересные  закономерности. Оказалось, что значение мотивации для успешной учебы выше, чем значение  интеллекта учащегося. Высокая позитивная мотивация может играть роль компенсирующего фактора в случае недостаточно высоких способностей. И никакие способности не могут компенсировать отсутствие  учебного мотива или низкую его выраженность и обеспечить значительные успехи в учебе.

Старший школьный возраст – это пора поисков и открытий. Старшеклассники любят исследовать и экспериментировать, творить и создавать новое, оригинальное. Они с большим интересом занимаются в различных научных обществах, в школах «научных физиков, математиков» и других юношеских объединениях. Таким образом, на II ступени обучения целесообразно использовать такие формы обучения, как: блицтурнир, аукционзнаний, урок-зачет, урок-семинар, уроки творчества, уроки пресс-конференции, уроки пути шествий и физические аукционы. Все эти виды уроков относятся к нетрадиционным. Они открывают ряд возможностей: максимально приближают обучение к реальным жизненным и производственным условиям; обеспечивают широкую самостоятельность учащихся, создают на уроке обстановку соревнований, способствуют развитию инициативы учащихся, развивают коммуникативные навыки, искореняют такие негативные явления, присущие традиционному обучению, как списывание, обман, боязнь плохих отметок и др.   

  Целями школьного образования являются раскрытие и развитие потенциала    ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Естественная игровая среда, в которой отсутствует принуждение и есть возможность для каждого ребенка найти свое место, проявить инициативу и самостоятельность, свободно реализовать свои способности и образовательные потребности, является оптимальной для достижения этих целей. Включение инновационных технологий в образовательный процесс позволяет создать такую  среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

 Задача школы –  подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных    знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Для решения этой задачи требуются новые педагогические технологии, эффективные    формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. (Слайд 3)

  Игровая форма разбора и    презентации материала, возможность двигаться и разговаривать в    процессе обсуждения заданий, подключение творчества при подготовке презентации, соревнование команд, азарт, значительная доля    самостоятельности на уроке, ответственность за правильность    представления материала и усвоения его другими – все это вызывает    развитие высокой мотивированности обучающихся. А так же интерес и желание    заниматься. Образовательный процесс перестает быть чем-то навязанным учителем, он становится частью жизни учащегося как дома, при подготовке (причем, подготовка тоже может стать командной), так и в школе, когда у ребенка появляется возможность проявить себя.

Мультимедиа технологии являются неотъемлемой частью моей работы с учащимися. Рассмотрим некоторые из них. Для повторения и систематизации пройденного материала очень удобно использовать мультимедиокомпонент.

Интеллектуальная игра по физике "Что? Где? Когда?" (Слайды 4-9)

Интеллектуальная игра “Что? Где? Когда?” проводится в рамках предметной декады между командой знатоков 10-11-х классов. За 2-3 недели всем классам объявляют, что все учащиеся, желающие принять участия в игре, могут сдавать свои вопросы с ответами учителю физики. Из всех представленных вопросов выбираются самые интересные для игры. Ученики, выигравшие конкурс принимают участие в игре в качестве команды зрителей.

Для оценки работы команд выбирают независимое жюри, призванное следить за соблюдением правил игры и учетом набранных баллов за правильные ответы на вопросы.

Цель: повышение познавательного интереса к предмету, развитие логического мышления, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.

Интеллектуальная игра по физике «Счастливый случай.              9 класс.

Слайды 10-14

 

Траектория                100   200   300   400   500

Закон движения          100   200   300   400   500

Перемещение            100   200   300   400   500

Скорость                   100   200   300   400   500

Ускорение                 100   200   300   400   500

 

Равномерное прямолинейное движение                          300   500   800   1100   1500

Прямолинейное движение с пост. ускорением                  300   500   800   1100   1500

Свободное падение. Законы Ньютона                             300   500   800   1100   1500

Движение по окружности                                                300   500   800   1100    1500

Импульс  тел                                                                  300   500   800   1100   1500

                -кот в мешке

                -своя игра

Цели урока: Повторить изученный материал; применять знания при решении качественных задач; решить вычислительную задачу; совершенствовать умение мыслить логически.

Конкурс эрудитов.(Слайды 15-31)

Цели:

  • Использование знаний и умений учащихся, приобретенных на уроках физики.
  • Привитие интереса к предмету, углубление и расширение знаний.
  • Развитие мыслительных процессов, творческого воображения, наблюдательности, памяти, внимания, навыков самостоятельной подготовки учащихся.
  • Воспитание эрудированных и гармонично развитых личностей.

План:

  • I. “Разминочный тур” (отборочный).  
  • (Количество полученных баллов  определяет участников следующего тура)
  • 10 учащихся переходят в следующий тур.
  • II. “Историческая викторина”.
  • (Если правильный ответ получен после первой подсказки, то на счет игрока поступает 5 баллов, если после второй 4 балла, после третьей 3 балла, после четвертой 2 балла, после пятой – 1 балл.)
  • III. “Черный ящик”.
  • (Техника оценивания, как и в предыдущем туре.)
  • 6 учащихся переходят в следующий тур
  • IV. “Исследовательский тур”.
  • (Выполненное задание объясняется на основе физических знаний. Максимальная оценка 5 баллов.)
  • 2 учащихся переходят в следующий тур
  • V. “Теоретический тур”.
  • (Количество заработанных баллов - количество правильных ответов за 1 минуту.)
  • VI. Подведение итогов.
  • VII. Награждение.

 Самый умный. (Слайды 32-35)

 1 Тур. Участвуют все учащиеся.На вопросы отвечают письменно.

 2 Тур. Участвуют  ½ всех учащихся, набравшие наибольшее количество баллов .

 Финал. Участвуют двое, набравшие наибольшее количество баллов.

Как показывает практика, используемая мною методика, а именно нетрадиционные формы проведения уроков физики, с использованием технологии развивающих и деловых игр, компьютерных технологий и обеспечивает успех дела, т. е. повышает эффективность урока, мотивацию и качество знаний.

Отношение учащихся к применению мультимедиа технологий можно увидеть на последнем слайде. Слайд 36.

Используемая литература: Айсмонтас Б.Б. Теория обучения, М.: Изд-во ВЛАДОС-ПРЕСС, 2002г.

Приложение к статье: http://mm-festival.letitbit.net/download/84f67def3f04a3bb3505db7d7fe2103ec/Sharipina_O_V.pptx.html